Правда ли, что мораторий на продажу земли - нарушение прав украинцев, а к свободному рынку земли аграрии еще не готовы? Продление моратория на продажу земель до 2017 г рынком было воспринято двояко. Пока крупные латифундисты одобрительно кивают в сторону лоббистов, добившихся запрета на отчуждение угодий, инвесторы сожалеют о том, что объект для инвестиций - остается недоступным.
Ліга.net спросила аграриев, как к запрету на продажу земель относятся они, и вывод довольно парадоксален: в перспективе все вроде бы против моратория, но, учитывая нынешние реалии - одобряют.
ЗА ПРОДЛЕНИЕ МОРАТОРИЯ
Президент Украинской аграрной конфедерации, народний депутат Леонид Козаченко
Вопрос об открытии рынка земли является несвоевременным, ведь ни власть, ни сами аграрии пока к этому не готовы. В течение многих лет чиновники манипулировали земельным вопросом, тем самым углубляя недоверие народа. В последние годы все было сделано для того, чтобы лишить людей земли, не дав им справедливо ею распоряжаться. Например, выкупить ее в государственный земельный банк и отдать отдельным агрохолдингам в аренду на 49 лет. Понятно, что в таких условиях аграрии уже не верят в прозрачность намерений власти. Поэтому рынок земли не будет построен до тех пор, пока власть не сможет заручиться полным доверием народа и пока не будет преодолена коррупция. Если это случится, то надо открывать рынок земли не раздумывая.
Отсрочка моратория на продажу земель сельхозназначения до 2017 года позволит выработать эффективные механизмы функционирования рынка земель, в частности, принять закон "Об обращении сельскохозяйственных земель", навести порядок с земельным кадастром и земельными паями, особенно теми, которые находятся в государственной собственности.
Следует четко прописать главное: кто будет иметь приоритетное право выкупа земли, определить количество угодий, которые могут быть сосредоточены в одних руках, запретить иностранцам в течение десяти лет покупать земли и ограничить на определенный срок владение таким активом для юрлиц.
По моему мнению, нужно будет также запустить пилотный региональный проект, чтобы показать, как на самом деле будет действовать рынок земли на примере конкретной области - скажем, Полтавской или Кировоградской. При этом широкомасштабного проекта можно ожидать не ранее, чем через два года, да и то - в случае удачного пилотного эксперимента.
ЗА ОТКРЫТИЕ РЫНКА ЗЕМЛИ
Аграрный эксперт Андрей Анпилов
Сегодня у латифундистов на приобретение земель денег нет, доступ к рынкам капитала закрыт. Поэтому аграрное лобби, опасаясь того, что землю купит кто-то другой, кроме существующих агробаронов, настояло на продлении моратория. Такой себе девиз десантников: никто, кроме нас! Когда появится рынок земли, первое, что произойдет, - увеличится конкуренция на рынке аренды, так как у людей появится альтернатива. Люди в селах уже не так просты, они не будут массово продавать землю за бесценок иностранцам. Какая-то часть селян уже давно продала, подарила, сдала в долгосрочную аренду свои паи и пропила выручку. Оставшиеся не побегут продавать, ведь народ в этой стране обманывали 24 года, он уже никому не верит.
Предположим, что с 1 января 2016 года введен рынок земли. Кто сможет покупать землю? Прежде всего тот, у кого будут на это деньги. Но серьезные инвесторы, у которых есть инфраструктура, которые имеют штат специалистов, если купят даже один пай на поле, смогут отстаивать свои права. А зачем это текущему землепользователю? Ведь он будет вынужден улучшать условия аренды. То, что иностранцы ринутся покупать украинский чернозем, - это миф, о котором нам рассказывают пасторы Церкви инвестиционной привлекательности украинского агробизнеса!
ЗА ПРОДЛЕНИЕ МОРАТОРИЯ
Народный депутат, член Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Олег Кулинич (партия Видродження)
Этот законопроект не был бы нужен, если бы не популизм на местных выборах. Пожалуй, все депутаты прекрасно понимали, что и без принятого законопроекта с 1 января 2016 года мораторий на продажу сельскохозяйственных земель не будет снят, ведь закон об их обращении еще не принят, а именно этого требует Земельный кодекс. Соответствующий законопроект даже не был подан правительством в Верховную Раду. Однако людям на выборах говорили совершенно противоположное: что если парламент не продлит мораторий, с 1 января всю землю скупят иностранцы и олигархи. В результате к моменту рассмотрения закона общество находилось в напряжении, и это напряжение нужно было как-то снимать.
В любом случае ограничения на земельном рынке нужно снимать постепенно, общество должно привыкнуть к тому, что земля сельхозназначения все же является товаром. Раз уж государство в свое время раздало людям землю, нужно дать им возможность и распоряжаться этой землей. Однако спешка тут точно ни к чему.
Для наведения порядка в земельных отношениях и установления справедливых правил игры на земельном рынке парламенту необходимо принять и другие законопроекты, наработанные Аграрным комитетом: о выморочном наследстве, о расширении полномочий местного самоуправления по управлению землей, решить вопросы по коллективной собственности на землю, полевым дорогам, справедливой оценке земель и т.д.
ЗА ОТКРЫТИЕ РЫНКА ЗЕМЛИ
Председатель Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра Максим Мартынюк
Полное снятие моратория с 1 января 2016 года было изначально маловероятным, так как в условиях неотработанных механизмов функционирования рынка возникало бы слишком много рисков, в том числе социальных. Отсрочка же на более долгий срок грозила полным замораживанием дискуссии на тему запуска рынка земли и увеличением тенизации в земельной сфере. Поэтому пролонгация моратория на продажу сельхозземли на год - это промежуточный вариант, который можно назвать компромиссным между всеми участниками земельных отношений. А установленный на законодательном уровне дедлайн - до 1 марта 2016 года - дает основания рассчитывать, что правительство оперативно внесет закон об обороте земли в парламент.
Несмотря на смещение сроков, мы считаем рабочим вариантом концепт двухэтапного запуска рынка земли. На первом этапе инвесторам через механизм аукционов будут предложены сельхозземли государственной формы собственности - это позволит определить ключевые бенчмарки и получить представление о рыночной стоимости земли, вынеся за скобки социальный фактор. После этого тестового этапа (по нашим расчетам, он продлится не более двух лет) рынок может быть открыт для физических лиц. Нам нужно максимально консолидировать усилия и приступать к работе над отработкой законодательной базы: очередная отсрочка, предоставленная парламентом, истечет очень быстро.
Директор агробизнеса компании Кернел Евгений Осипов
Сегодня сказать о рынке земли, который потребует еще дополнительных инвестиций в покупку самой земли, - это просто нонсенс! Этого ресурса в данный момент в Украине нет, и ей его никто не предоставит. Мы должны думать о том, как продолжать повышать эффективность своего агропроизводства: повторная переработка, производство продуктов с добавленной стоимостью. Вот сюда сегодня должен быть направлен фокус наших усилий. А в той ситуации, которая сейчас сложилась, добавлять еще одно неизвестное в виде рынка земли - это просто нелогично. И это не потому, что мы как сельхозпроизводители этого боимся. Мы этого не боимся.
ЗА ОТКРЫТИЕ РЫНКА ЗЕМЛИ
Менеджер по Украине голландской компании по управлению сельскохозяйственными проектами Difco International BV Роман Пучко
Для того чтобы начал действовать рынок земель сельхозназначения, нужно принять закон об обороте земель сельхозназначения. Очевидно, на прошлой неделе это было невозможно. Поэтому был продлен мораторий на один год, хотя особой необходимости голосовать не было, ведь в действующем законе мораторий не отменяется в случае непродления.
Существует мнение, что закон об обороте земель сельхозназначения не нужен.Апеллируют к тезисам о том, что у нас же нет закона о рынке авто или квартир. Я бы согласился, но не в этих условиях. Считаю, что закон нужен для двух вещей. Во-первых, для минимизации спекуляций. В законе должны быть прописаны нормы для того, чтобы у "умников" (а у нас их много) не возникло желания "сегодня купить, а завтра продать", заработав на крестьянах. Это можно сделать, в частности, установиввременной лимит на право перепродажи - лет 7-10. То есть заинтересовать общество в том, чтобы земля приобреталась для обработки, а не спекуляций.
Во-вторых, закон нужен для запрета продажи угодий иностранным субъектам. Необходимо временно, лет на пять, ограничить право иностранныхсубъектов покупать землю в Украине. Если какой-то Карл или Хулио хочет купитьземлю и выращивать шафран - пожалуйста, но для этого он должен основатьукраинскую компанию, нанять украинцев, платить налоги государству Украина. Странеони не будут лишними.
Говоря о моратории глобально, замечу, что это издевательство над правом собственности украинцев, издевательство над здравым смыслом. Очень показательнымбыло голосование студии Шустер Live в прошлую пятницу: только 17% украинцев хотятпродать свою землю сейчас, но 85% наших соотечественников хотят ИМЕТЬ ПРАВОпродать свою землю. Речь идет о праве. Люди изменились, они не глупеепоследователей "церкви свидетелей моратория" и будут сами решать, что им делать с землей.
Мария Бровинская
ИЦ УАК по материалам Информационного агентства ЛIГАБiзнесIнформ