В 2014 году Украина планирует продать на приватизационных конкурсах 164 предприятия. Перечень соответствующих объектов утвержден 17 июля на заседании Кабинета министров. В список вошла вся крупная генерация, оставшиеся в собственности государства пакеты акций облэнерго, ряд ТЭЦ, «Азовмаш» и Одесский припортовый завод.
Последний собираются продать не меньше, чем за $600 млн. Всего же номинальная стоимость пакетов акций 164 предприятий, которые вошли в перечень, составляет 3 млрд гривен, а рыночная оценивается Фондом госимущества примерно в 15 млрд гривен.
Изначально список был существенно шире и содержал куда более привлекательные предприятия, чем те, что остались в финале. В него входили «Укрнафта», Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК), «Сумыхимпром» и «Турбоатом». Однако на заседании правительственного комитета 11 июля решено было не выставлять их на приватизацию – по крайней мере, в 2014 году.
Глава ФГИ Дмитрий Парфененко называет исключение этих объектов вынужденным. Так, «Укрнафта» до сих пор входит в перечень запрещенных к приватизации объектов. «Сумыхимпром» два года находится в состоянии санации, и его кредитная задолженность составляет около 1 млрд гривен – хорошие деньги за него не выручишь. А на базе ЗТМК действует совместное предприятие, и его устав предусматривает, что негосударственный участник имеет приоритетное право на покупку государственной доли. Поэтому государство пока не готово продавать его на таких условиях.
Также, возможно, в смене статуса предприятий были не заинтересованы компании, которые осуществляют над ними контроль – в случае с «Укрнафтой» это структуры Игоря Коломойского, а «Сумыхимпром» и ЗТМК входят в орбиту интересов Дмитрия Фирташа. В ситуации с «Турбоатомом», скорее всего, правительство руководствовалось его экономическими показателями. Это одно из немногих отечественных предприятий, которое приносит прибыль и полностью загружено заказами. «Ни в коем случае нельзя продавать прибыльные предприятия. Рентабельность «Турбоатома» 147%. Один олигарх из России, Константин Григоришин, хочет его купить, чтобы уничтожить как конкурента. У него под Ленинградом есть завод – конкурент «Турбоатома», – объясняет Валентина Семенюк, бывшая глава ФГИ.
«Считаю, что сокращение списка – результат сложной системы политически-экономических договоренностей. Хотя сегодня есть факторы, которые свидетельствуют как в пользу сокращения, так и в пользу расширения», – отмечает Вячеслав Бутко, вице-президент Центра исследования корпоративных отношений. По его словам, в пользу сокращения списка – неблагоприятная текущая ситуация для приватизации интересных объектов. «Может быть отсутствие спроса, или же спрос, который не будет готов предложить достаточно высокую цену», – предполагает он.
Оптимистичные цифры
Озвученная Парфененко рыночная стоимость предприятий – 15 млрд гривен – немного смущает экспертов. Вячеслав Бутко считает, что цифра названа, «скорее, в неких пиарно-рекламных целях, а не из реального экономического обоснования». «Вы посмотрите, какие предприятия остались в списке, как они работают и сколько зарабатывают! Многие из них пытаются продать уже много лет», – указывает он.
Оценку Одесского припортового аналитики также называют завышенной. «$600 млн, которые намерены выручить за предприятие украинские власти, оптимистичная оценка. Не забывайте, что цена будет учитывать высокие риски неурегулированного газового вопроса с Россией», – прокомментировал эксперт в области промышленной политики. Хотя согласился, что интерес завод вызовет, и среди возможных претендентов будут компания YARA, Group DF и представители российского бизнеса.
Предприятия энергетики имеют своих интересантов. Как генерация – «Центрэнерго», «Днепрэнерго», «Киевэнерго», «Западэнерго», «Донбассэнерго», так и распределительные компании – «Днепроблэнерго», «Донецкоблэнерго», «Винницаоблэнерго», «Черновцыоблэнерго», «Закарпатьеоблэнего», «Сумыоблэнерго», «Запорожьеоблэнерго», «Николаевоблэнерго», «Тернопольоблэнерго», «Харьковоблэнерго», «Хмельницкоблэнерго», «Одессаоблэнерго», «Черкассыоблэнерго».
Это инфраструктурный бизнес, который будет востребован, в частности, фирмами, уже сейчас работающими с этими объектами. «Но я не думаю, что они будут очень активны. У нынешних игроков рынка достаточно большая масса объектов накоплена, они разбираются с управлением, модернизацией, улучшением общей ситуации, – перечисляет , генеральный директор Центра исследований энергетики. – Скорее всего, это будут новые украинские игроки, те, кто заинтересован вложить деньги в инфраструктуру. Или могут прийти иностранцы, пусть даже пока не стратегические, а преимущественно венчурные».
Цена продажи будет зависеть от времени продажи и конкретной ситуации в стране – она может отличаться в разы. «Если сейчас выставить, например, «Донецкоблэнерго» на продажу, кто на него будет претендовать? Губарев в конкуренции с Бородаем», – печально констатирует он.
Продажа на линии фронта
Пока в Украине идет война, программа приватизации наверняка не привлечет инвесторов. После окончания боевых действий, в позитивной динамике развития экономики страны, отложенный спрос со стороны инвесторов даст о себе знать.
Это понимают и в ФГИ, поэтому ни завтра, ни послезавтра предприятия в продаже не появятся. В Фонде госимущества заверили, что очередность продажи объектов будет определять Кабмин, а они сделают все возможное, чтобы за счет качественной предприватизационной подготовки продать объекты за наиболее выгодную для государства цену.
«Даром никто объекты отдавать не будет, а приватизация предприятий будет проходить без каких-либо дискриминационных условий для потенциальных покупателей», – уверил Дмитрий Парфененко.
Также он сообщил, что ФГИ с помощью Министерства иностранных дел и других ведомств намерено провести мощную пиар-компанию по привлечению инвесторов для выставляемых объектов. Кроме того, по словам главы фонда, вместе с перечнем объектов для приватизации Кабинет министров 17 июля рассматривал и законопроект об объектах, запрещенных к приватизации. Документ отправлен на доработку. Так что «Укрнафта» рано или поздно появится в списке на продажу.
ИЦ УАК по материалам Forbes