Харьковский бизнесмен Всеволод Кожемяко в жестком и бескомпромиссном интервью "Цензор.НЕТ" рассказал о том, как они с партнерами снабжают украинскую армию; как власти и бизнес Львова не позаботились толком одеть отправляемых на фронт гвардейцев; сколько стоит прибор ночного видения и почему один тепловизор может спасти десятки жизней.
Война проявляет истинные качества людей. Одни идут в казино, другие - на фронт; одни приобретают очередное спортивное авто, другие - отдают немалые деньги на нужды армии. Да еще и сами закупают все необходимое, а затем - лично доставляют нужный груз в расположение войск.
Харьковский бизнесмен Всеволод Кожемяко и его партнеры относятся именно ко второй категории людей. За несколько месяцев они сделали для украинской армии больше, чем иные генералы делают за всю жизнь. И, ни на минуту не останавливаясь, продолжают делать это снова и снова.
Это - особое и в чем-то очень жесткое интервью опытного управленца, своими глазами видевшего положение дел на фронте. Оно о том, как различать героизм украинских военнослужащих и халатную, подчас преступную, медлительность важных чиновников от армии. А также о том, в чем больше всего нуждаются наши ребята на фронте.
- Всеволод, я неоднократно задавал украинским политикам и бизнесменам один и тот же вопрос: господа, вы за минувшие месяцы как-то помогали украинской армии? И многие из них, трафаретно улыбаясь, отвечали: да, смс-ки отсылал… Скажите, почему вы втянулись в активную помощь армии? Могли ведь жертвовать небольшую сумму и считать свой долг выполненным…
- Не знаю, так поступать - это, видимо, не в моей натуре. Я, может, близко к сердцу это принимаю…Знаете, когда был Майдан, я, в принципе, так, как вы говорите, и поступал: какую-то помощь оказывал, пару-тройку раз посещал, но активно в эту работу не включался, лично не присутствовал. Но многие же киевляне лично там присутствовали! И ходили, и стояли, и мерзли. А вся страна, по большому счету, помогала. И мы помогали.
А сегодня, я считаю, это мы должны прилагать усилия, стараться, а вся страна - нам помогать.
- «Мы» - это в том числе и созданный по вашей инициативе фонд «Мир и порядок», созданный для того, чтобы бизнесмены, и не только, могли помогать нашим военнослужащим?
- Да. И совершенно неправильно говорить обо мне одном, это ровно в такой же степени - Валерий Дёма из «SigmaBleyzer», Сергей Политучий (издательский дом «Фактор») Владимир Паркулаб и Михаил Исаков (юридическая компания «Глобус»). А еще - председатель правления Фонда Мария Никитюк, которая изначально была руководителем одной из волонтерских групп, помогающих армии.
Активными донорами являются компании "Сварог", Галнафтогаз, Салтовский мясокомбинат, Харьковский плиточный завод, Ново-Баварский хлебозавод. Всего - более 20 компаний!
Здорово помогают бизнесмены с харьковскими корнями - Валентин Шеветовский, Денис Парамонов, Константин Стеценко, Сергей Пробылов, Юрий Сапронов. Спасибо им всем большое!
- На приобретение каких предметов оснащения, обмундирования и армейского быта вы делаете упор?
- Поскольку эта война за те месяцы, что она ведется, принимала разный характер, то и специфика оказания помощи армии - также меняется.
- Расскажите тогда, как менялись приоритеты в вашей снабженческой работе.
- Начнем тогда с апреля. Сначала была организация блокпостов на приграничных территориях с Донецком и Луганском. Нужны были активные граждане для строительства, мешки с песком, кормежка.
Потом начали формировать батальоны. И мы стали заниматься полной экипировкой харьковских батальонов.
- Что собой представляли основные предметы экипировки?
- Буквально все - начиная с формы и дальше: бронежилеты, коленные и локтевые защиты, масса наименований по линии медикаментов, GPS-ы для ориентирования на местности, средства связи, коллиматорные прицелы, приборы ночного видения, бинокли и многое другое, вплоть до тактических фонариков, надевающихся на голову.
- А сколько стоит один прибор ночного видения?
- В районе 3 тыс. долларов. Это те приборы, которые надеваются на каску и опускаются на глаза при необходимости…Коллиматорные прицелы, стоимость каждого примерно 650 евро.
- И все это с установкой?
- Разумеется. Мы устанавливаем, пристреливаем. Проверяем, отстреливая, и все бронежилеты. Полностью пошили форму, заказали специально новую ткань, модную (смеется.- ред. ). Отработали с бойцами полностью модель формы. Где какой карман, где какая змейка. Удобная очень получилась, сам пробовал.
- Этот перечень самого нужного актуален и по сей момент?
- В целом да, хотя бронежилетами наши ребята уже более-менее обеспечены. И мы сейчас отдаем партию в 250 бронежилетов и будем переключаться.
- На что будете переключаться?
- На приборы для наблюдения и обнаружения противника: бинокли, дальномеры, приборы ночного видения, тепловизоры.. Плюс форма, по-прежнему, актуальна, как ни странно.
- Для тех читателей, кто «не в теме»: что такое тепловизоры, в которых у наших ребят на фронте есть такая большая потребность? Это приборы, позволяющие определять наличие рядом живых существ …
- …по температуре тела. Живой организм - теплее, чем окружающая среда, и тепловизор это определяет.
- И на фронте это крайне важный прибор?
- Да, особенно для наблюдения,определения и накрытия засад. Качественный тепловизор с частотой не меньше 30 Гц может видеть противника на расстоянии тысячи метров. И это суперважно! Приведу пример. Я иногда бываю в наших лагерях и на блокпостах в Славянске для того, чтобы самому видеть и понимать как там устроен быт наших бойцов и каковы их потребности, чем нужно помочь. Во время одного из таких визитов я совершенно случайно попал в зону боя. Мы зашли в здание, и его начали обстреливать из гранатометов и стрелкового оружия. Бой длился минут 40, и все это время мы находились в этом здании. проблема в том, что « зеленка » вплотную подходит к одной стороне блокпоста. Бандиты, иногда обезвреживая сигнальные растяжки,подкрадывались вплотную к зданию и начинали обстрел с расстояния 50-100 метров даже днем, я уж не говорю о том, что происходило ночью. К примеру, на прошлой неделе, когда напряжение там спало, наши ребята обнаружили почти на территории своего блокпоста заложенный боевиками фугас. Это значит, бандиты как-то подползли ночью и заминировали часть территории. В тот день боя я их спрашиваю: а тепловизоров нет у вас? Как же вы « зеленку » контролируете? Они говорят: никак. А на блокпосту 170 человек тогда стояло. представляете? Я пообещал привезти им, а они меня просят: нам бы еще бинокль с дальномером, один хотя бы, а то снайперы вон с того завода достали уже, не можем на них артиллерию навести. Я тогда обратился к своим друзьям в Киеве, чтоб помогли достать нужный прибор ( а на них очередь ). И как только получил, сразу привез и отдал, а через пару дней ребята говорят: «сепаратисты» почувствовали, что у нас есть тепловизор, и перестали наглеть. Потому что они только подходят - а их сразу начинают долбить. Правда, приходится нам бегать с тепловизором из одного конца блокпоста в другой, чтоб все просматривать». Вот такая история, которая говорит об уровне снабжения бойцов в АТО.
- Я спрашивал Юрия Бирюкова из группы «Крылья Феникса»: «Можете ли вы точно сказать, что спасли жизни конкретных людей?». И он рассказал мне, что они тщательно проверяют отправляемые на фронт каски, бронежилеты …Теперь я вижу, что и вам есть что сказать о спасенных жизнях.
- Да, мы тоже всю амуницию проверяем, но технические средства - это гораздо более масштабное спасение. Это предотвращение боев. Во-первых, враг понимает, что его видят и отказывается приближаться; отказывается от каких-то действий. Во-вторых, если враг устроил засаду, то его легко обнаружить и предотвратить засаду. А засада ведь может унести кучу жизней!
- Сколько стоит хороший тепловизор?
- От 5 тысяч долларов. Это должен быть 30-герцовый минимум, потому что все, что ниже, - это на уровне бытового прибора.
- А сколько стоит бинокль?
- Порядка тысячи долларов.
- Всякие «жучки» из Минобороны и других госструктур не предлагали вам провернуть какую-нибудь воровскую схему со снабжением армии?
- Нет, у нас ведь совсем другая ситуация. Мы Минобороны ничего не продаем и ничего у них не покупаем. Да они нам ничего и не предлагали. Нам дает деньги бизнес - харьковский в частности и украинский - в целом. И мы эти деньги стараемся потратить так, чтобы не заплатить лишнюю копейку. К примеру, найти оптимальные цены по бронежилетам нам помогли днепропетровцы. А у одного из наших партнеров по фонду Валеры Демы - оружейный магазин «Сафари», и они отрабатывают рынок, стараются выгрызать оптимальные цены.
Мы уже знаем, какие есть нужды, и если что-то появляется на рынке, стараемся забирать. Потому что, например, оптика - от каллиматорных прицелов до тепловизоров - это дефицит, в магазине не продается, надо заказывать.
- Вопрос, который я задаю всем нашим добровольцам-снабженцам: на сколько процентов, по-вашему, оснащение нашей армии в зоне АТО можно назвать оптимальным?
- Ой, лучше этого вообще не говорить…честно вам говорю.
- Что, все настолько плохо?
- Да, плохо.. Я вам для примера скажу. Из свежайшего. Позавчера ко мне обратились представители командования Национальной Гвардии в АТО с просьбой. В расположение лагеря для усиление прибыли 200 бойцов из Львовского полка Нацгвардии. Это тот самый полк, имущество которого во Львове было сожжено в ходе противостояния на Майдане. Ребята приехали в старом милицейском х / б. Во-первых, качество такой формы - крайне низкое, для полевых условий она не предназначена, сразу распадается. Во-вторых, она синего цвета. В зеленке в ней не спрячешься. А форма - это ведь такое же спасение жизней, как и бронежилеты, и каски.
- А кто же их так отправил в зону АТО?
- Вот и я спрашиваю уважаемых львовских бизнесменов и депутатов-революционеров, так любящих говорить о патриотизме и вкушающих теперь, после победы Майдана, все прелести контроля над местной таможней и всеми финпотоками в регионе. Куда вы, панове, смотрите? Как же вы могли отправить своих ребят в зону АТО в таком виде? Или вы только жечь умеете да лозунги выкрикивать? А губернатор с мэром вообще есть во Львове? Начальник областной милиции, в конце концов? Это же их земляки приехали! Ганьба им всем, одним словом!
Так что, в общем и целом, я не могу сказать, на сколько процентов оснащены наши части. Но что я могу точно сказать: 1. Они оснащены с каждым днем все лучше и лучше. Причем в основном благодаря простым гражданам, а не чиновникам. 2. Нацгвардия сегодня оснащена лучше, чем армия.
- Почему так?
- А это не ко мне вопрос. Я не знаю, почему, ведь у армии есть деньги. Но если взять с обеих сторон спецподразделения и обычных гвардейцев, то Нацгвардия гораздо лучше оснащена.
- А если сравнить уровень оснащенности Нацгвардии и сепаратистов?
- Скажу, что у сепаратистов есть новейшее оборудование. И оружие современное есть. Вот, вы говорили про каски. А представьте себе: выходит ночью разведгруппа без приборов ночного видения, 15 человек, - и все попадают в плен! Потому что они слепые. А враг сидит с тепловизором. И как ты ни прячься - все равно не спрячешься, понимаете? Как ни маскируйся, как ни цепляй ветки на голову, - все равно тебя видно. Они окружают и берут в плен. Вот вам и 15 человек в плену. Был такой случай месяц назад, может его не надо приводить?
- Надо. А как еще растормошить неповоротливый высший состав армии?
- Я вижу, что Нацгвардия прилагает серьезные усилия для оснащения. В то время, как армия - у меня складывается такое впечатление - ни хрена не делает! Уровень подготовки специалистов по логистике и снабжению нижайший. Знания - на уровне середины прошлого столетия, но при этом щеки надуты как футбольные мячи, и ошибки не признаются. Я даже не могу сказать что ситуация медленно улучшается. Она вообще не улучшается! Воевать наши бойцы научились, а как их снабжать, тыловики, кажется, и не хотят учиться. Может, думают, что, вот, сейчас уж победим как-нибудь, а там все рассосется и жизнь пойдет своим чередом, тихая и спокойная; тендеры, откаты и другие радости? А ведь основные тяготы войны сегодня, равно как и основные потери, несут сегодня на себе воины-десантники и мотострелки-части Министерства обороны.Они-то и несут основные потери, находятся в постоянном огневом контакте. Это на них постоянно нападают. И, кроме оружия, у них ни хрена нет! И то оружие - не самое современное. Для примера скажу вам, что на недавней крупнейшей выставке по новейшим сухопутным вооружениям, которая проходит раз в два года (!) не было НИ ОДНОГО представителя Минобороны. Они об этом событии даже не подозревали!
- Мрак и ужас.
- И знаете, то там, то здесь ребята уже сами скооперировались, и поскольку они стоят на блокпостах вместе, то они другу оборудование редкое и дорогое передают. Сначала те едут на задание и, типа, одалживают, потом - эти. Есть такая практика, когда, например, взяли десантники у «альфовцев» тепловизор, поехали, обнаружили засаду, накрыли ее и взяли в плен « бандитов». Спасая при этом свои жизни.
Но это ребята на местах уже находят взаимодействие друг с другом. Хотя в целом воюют на собственном героизме, на самоотдаче, на чувстве долга. А ведь у армии же есть деньги, почему она их не может быстро и главное эффективно освоить?
- Этот вопрос занимает очень многих.
- И, скажем, по тем же вопросам сотрудничества - Минобороны же очень медленно работает; кругом тайны у них! Тайны, о которых знают все вокруг, кроме их бойцов. Наши важные чиновники от армии не научились - и не научатся! - брать на себя ответственность и принимать решения быстро. А ведь сейчас это как никогда важно! Ведь люди в зоне АТО гибнут каждый день. Даже элементарные вопросы решаются со скрипом и крайне медленно.. Чтобы у тебя приняли машину с помощью, это же нужно пройти целые круги ада - только для того, чтобы они разрешили заехать в лагерь! Зато потом заезжаешь - и тебя никто не встречает. Ходи себе, делай что хочешь.
- Это при том, что снабжение не очень хорошо налажено?
- Именно. Знаете, какое сейчас самое употребляемое слово среди бойцов и командиров?
- Какое?
- «Отжать ». Пошел достал что-то по снабжению или взял у кого - то, или кто - то с тобой поделился - значит, "отжал". Отжал палатку, отжал матрац, отжал туалетную бумагу, топливо для транспорта, запчасти для ремонта и т.д. и т.п. Вот и болит у них голова не только о войне, а еще и на чем, в чем и с чем на нее выехать. И они не истерят, не паникуют. Привыкли к бардаку. Просто молча идут и делают свою работу. Вот такие у нас духовитые ребята.
Армию надо сильно критиковать…
- …Чем мы вынужденно и занимаемся.
- Но не воюющую армию, а тыловое руководство МО. Вот о нынешнем командующем Генштаба генерале Муженко все отзываются очень позитивно! И операции, которые он проводил, войдут в анналы военного искусства. И нацгвардейцы, и армейцы, участвовавшие в операции под Николаевкой, которой руководил лично Муженко, говорят о ней с восхищением. «Вот там, где он, там победа!», понимаете?