15.10.2014 12:25

Poettinger планирует нарастить присутствие в Украине

версія для друку
15.10.2014 12:25

2% мирового рынка сельскохозяйственной техники – именно столько австрийская компания Poettinger с оборотом в 314 млн евро заняла по итогам прошлого года. К 2020 году эта цифра должна увеличиться на 43% – до 450 млн евро. В пятерке самых быстрорастущих рынков сбыта для Poettinger – Украина.

С момента открытия представительства в Украине в 2007 году выручка компании на украинском рынке выросла на порядок – с 700 000 евро до 7 млн евро в сезоне 2013/2014.

С 1970-го раз в два года компания проводит традиционные тематические встречи Poettinger International Day. На главном предприятии концерна в австрийском городке Грискирхен встречаются акционеры, сотрудники компании, нынешние и будущие партнеры, которым демонстрируют новые разработки и работу техники на специально оставленных для этого необработанными полях.

Само мероприятие напоминает скорее шоу, нежели серию бизнес-встреч. Представление новой техники сходно с презентацией автомобилей класса люкс и проходит со всеми присущими подобным мероприятиям атрибутами – световыми эффектами, трансляцией происходящего на больших экранах и выступлениями звезд. В частности, в сентябре этого года гостей развлекала скрипачка Селин Рошек, обладательница титула «Мисс Австрия-2002». На Poettinger International Day 2014 переоборудованный зал предприятия Poettinger в Грискирхене собрал свыше 800 гостей из 50 стран.

С момента основания предприятия в 1871 году им бессменно руководят члены семьи Пёттингер. CEO компании Хайнц Пёттингер рассказал, чего не хватает иностранным инвесторам в нашей стране, почему спрос на сельхозтехнику будет стабильно расти и как работают санкции против России.

– Какая часть вашего бизнеса приходится на Украину?

– В 2013 году наш оборот в Украине превысил 7 млн евро. В общем товарообороте компании (314 млн евро) – это небольшой удельный вес, около 2%. Но в дальнейшем эта цифра наверняка будет расти. По сравнению с 2012 годом, например, продажи Poettinger в Украине выросли на 23%.

– Какие факторы будут генерировать этот рост?

– Уже длительное время спрос на сельскохозяйственную технику в мире только растет, и эта тенденция сохранится. Население планеты увеличивается, при этом миллиард ее жителей голодает. В развивающихся странах растут требования людей к самой пище. Меняется рацион граждан азиатских стран: по мере роста доходов население этой части мира хочет питаться уже не только рисом, но и молоком, сыром и мясом. Параллельно спрос на сельхозпродукцию как на возобновляемый ресурс растет со стороны энергетической отрасли.

Решение всех этих проблем требует использования сельскохозяйственной техники. Сейчас оборот Poettinger в три раза превышает аналогичный показатель 2001 года.

На самом деле Poettinger не ставит во главу угла свои рыночные доли в тех или иных странах. Конечно, мы считаем эти соотношения, но не отталкиваемся от них при составлении стратегии. Можно отвоевать довольно крупную долю рынка в один год, но получить падение уже в следующем сезоне, если клиенты не удовлетворены продуктом и сервисом.

– С увеличением спроса возрастают и требования к технике?

– Безусловно. Для аграрных компаний очень важно иметь качественные машины. Техника используется на протяжении очень короткого времени. В идеале на посев у вас есть всего несколько дней, когда вы должны работать в высоком темпе. Неисправности обходятся очень дорого. Те же риски и в период сбора урожая. Опоздав на пару дней, можно столкнуться с непогодой, и в этом случае потери будут еще большими. Ответственность за все это несет не только менеджмент агрофирмы, но и техника.

– В каких странах Poettinger наиболее успешна?

– Из бухгалтерских показателей мы выделяем для себя прирост объема продаж. По этому параметру украинский рынок входит в пятерку наиболее успешных для Poettinger.

В ближайшие 2-3 года наибольшего роста продаж ожидаем в США и Европе, где мы в последнее время активно продвигали свой бренд. Спрос в Африке и Азии также останется на высоком уровне.
Наибольший объем продаж у нас в Швейцарии. На местном рынке у нас много довольных покупателей и большая доля рынка.

– Как поменялась ваша работа в Украине в связи с дестабилизацией на Донбассе?

– В ситуации, в которой сейчас находится Украина, любой бизнес меняется. На данный момент главный приоритет для меня – безопасность наших людей. Работать себе в убыток мы также не собираемся, но готовы оказать людям ту поддержку, которая от нас требуется.

Если говорить о показателях работы, то мы не ожидаем сохранения темпов роста в Украине по итогам 2014 года. Это было бы чем-то из разряда фантастики.

– О сворачивании бизнеса речь не идет?

– Компания должна уметь работать в любых политических условиях. Пока в Украине остаются клиенты, которым нужна наша техника и сервис, мы ищем возможности для оптимизации бизнеса.

– У вас много покупателей с Донбасса?

– Нет, мы ориентируемся больше на север и запад Украины.

– Вследствие войны на Донбассе инвестиционная привлекательность Украины значительно снизилась. Скажите, что вас как иностранного инвестора побудило бы вложить деньги в Украину?

– Не уверен, есть ли смысл еще раз напоминать о том, что Украине нужен мир. Торговать под пулями невозможно. Но в большей части страны этой проблемы нет. Начинайте стабилизировать ситуацию на свободных территориях.

Я считаю, что есть несколько проблем, которые Украине следует решить в первую очередь. Во-первых, вашей стране нужна адекватная система кредитования бизнеса. Доступ к займам по более низкой процентной ставке – ключевой фактор экономического развития. Предпринимательские кредиты в Украине слишком дороги, и ситуация пока даже не начала меняться.

Во-вторых, стране необходимо иметь развитую правовую систему. В бизнесе все стороны должны рассчитывать на одинаковое отношение со стороны закона. Без выполнения этого условия иностранные инвестиции к вам не придут.

Бизнес по-семейному

– То, что Poettinger – семейный бизнес, подразумевает специфику в управлении компанией?

– Из нашей семьи в компании сейчас работают только два человека – я и мой брат, технический директор Клаус Пёттингер. У нас с братом соглашение с компанией сроком на пять лет. По истечении этого срока мы снова предстанем перед советом директоров, который оценит степень выполнения поставленных нам задач.

Однажды мой дед, произнося перед работниками речь на Рождество, со слезами на глазах говорил, что все сотрудники Poettinger – одна семья. Я-то не могу так сказать, ведь их насчитывается уже более 1500. Но мы стремимся, чтобы отношения внутри компании были максимально дружественными.

Иметь такие древние корни – фантастическое преимущество. Мы обращаемся к истории в поисках примеров, как нужно работать. Но при этом бессмысленно оглядываться и заострять внимание на достижениях моего прадеда. Этого успеха уже нет, нужно смотреть вперед. Мы вообще считаем, что каждое поколение – а мы уже четвертое колено менеджеров Poettinger – должно работать над выполнением своего круга задач.

– Ежегодно предприятия Poettinger производят свыше 22 000 единиц техники. Вы планируете строить новые предприятия в  ближайшее время? Рассматриваете ли среди возможных локаций Украину?

– Наша техника производится на трех заводах. Главный находится в Грискирхене, где работают более 900 сотрудников. Еще две производственные площадки работают в Воднянах (Чехия) и Бернбурге (Германия). Эти заводы находятся в самом центре Европы, стратегически это замечательная позиция. Здесь сосредоточено множество аграрных компаний и фермеров, которым нужна наша техника. Пока мы планируем развивать исключительно эти предприятия. Нам достаточно их производственных мощностей, чтобы к 2020 году добиться оборота в 450 млн евро.

Фермеры действительно хотели бы иметь хороший сервис в ближайшем магазине. Но переплачивать за это слишком много они не готовы. Никто не запрещает нам построить завод в Украине, однако мы должны заботиться о том, чтобы цены в таком случае не были слишком высокими.

– Санкции против России влияют на ваш бизнес в Европе?

– Безусловно, они затрагивают европейский рынок вообще, и бизнес Poettinger в частности. Следует признать, что Россия – огромный рынок сбыта для нас. Но продавцы как техники, так и других видов продукции сейчас должны быстро переориентироваться на другие страны. Потребуется некоторое время, но высокое качество европейских продуктов позволит сделать это. Пока мы не прекращаем продажи своих машин в России, где ожидают роста производства сельхозпродукции на уровне 24%.

Лично я считаю, что бизнес должен быть вне политики. Как видим, санкции пока не слишком действенны. При этом я абсолютно не одобряю действия России в отношении Украины, но и австрийских политиков не сужу. Мое влияние на политику выражается в том, что раз в пять лет я хожу на выборы.

ИЦ УАК по материалам Forbes

Новини


Яким Ви бачите розблокування експорту аграрної продукції з України?:
Інші опитування