В феврале 2015 года должна состояться большая международная донорская конференция для поддержки инвестиционных проектов в Украине. О ее проведении рассказывали украинские и европейские чиновники. Станет ли ее результатом приток инвестиций? Во многом ответ зависит от плана реформ, который к тому времени должен представить КМУ.
Несмотря на оптимистические данные Госкомстата о том, что за первые 9 месяцев 2014 года сектор вырос на 5%, АПК в 2015 году, по оценкам аналитиков, остро нуждается в привлечении $8-10 млрд для перекредитования и пополнения оборотных средств. Где брать деньги?
10 МЛРД ГРН К ВЕСНЕ
Практически все бизнес-проекты, не стартовавшие до начала военных действий, заморозили. Президент Украинской аграрной конфедерации (УАК), Народный депутат Украины и председатель «Аграрного объединения» в ВРУ Леонид Козаченко сообщает, что в 2014 г. в агросектор инвестиций пришло не меньше, чем в 2013 г.
«Из необходимых $7-10 млрд было получено всего несколько миллиардов. И значительная часть их — вложения в оборотные средства из прибыли самих украинских предприятий. Сектор недополучил более половины необходимой суммы денег», — подводя итоги прошлого года, говорит он.
Чего ждать в 2015 г.? Козаченко предупреждает: «Весна будет тяжелой». Из 20 млрд грн, необходимых на посевную, дефицит — почти половина этой суммы. Если и будут давать деньги в 2015 году, то, в первую очередь, в виде кредитов на производство, а инвестиции – по остаточному принципу.
«Иностранные компании будут продолжать покупать на FOB уже выращенное украинское зерно. Но вкладывать деньги в страну, где все очень неопределенно, они не спешат», — продолжает руководитель аналитического отдела консалтинговой компании «ААА» Мария Колесник.
Она пояснила, что за рубежом все еще не разделяют Украину на регионы, а оценивают «индекс спокойствия» страны в целом, исходя из новостей СNN или «Евроньюз».
«Конечно, будут привлекательные проекты, но в целом приток денег резко уменьшится. Причин несколько. Первая — война и ослабление экономики. Вторая — общее падение прибыльности сельского хозяйства в мире», — прогнозирует директор информационно-аналитической компании «ПроАгро» Николай Верницкий.
Он напомнил, что в предыдущие годы агрохолдинги шли на внешний рынок и брали займы, «на чем и погорели». На обеспечение финансовой деятельности крупных агрохолдингов денег в стране нет.
«Но придет весна, и надо будет покрывать расходы на посевную. Поэтому основная дефолтная волна в АПК пойдет ближе к весне. Уже вырисовывается пятерка тех, кого она может накрыть. Это ложка дегтя, которая может испортить всю инвестиционную картину», — рассуждает Николай Верницкий.
Но в случае, если КМУ в течение месяца-двух даст гарантии проведения нужных реформ и начнет преодолевать коррупционную составляющую, то можно говорить об инвестициях не только от таких международных доноров как ЕБРР, но и от профильных инвесторов. По словам Марии Колесник, при таких условиях в середине 2015 года может быть существенный приток инвестиций.
КОМУ ДАДУТ ДЕНЬГИ?
Больше всего шансов на приток денег в растениеводстве.
«Опять рекордный урожай, несмотря на аннексию Крыма и войну. Плюс достаточно большой экспорт, позволяющий решать внутренние финансовые проблемы компании», — озвучивает главные преимущества, которые помогают растениеводам держаться уверенно, Мария Колесник. «Возможность уходить в переработку зерновых с 15% рентабельности — еще один резерв для них», — добавляет Николай Верницкий.
В животноводстве ситуация с инвестициями складывается по-разному. Например, большие инвестиции нужны для выращивания КРС на мясо. Однако низкая платежеспособность покупателей и отсутствие внешних рынков сбыта пока ставят крест на таких планах. «Переработка продукции животноводства будет находиться в неопределенном положении пока не решим вопрос с качеством продукции, чтобы поставлять ее в ЕС и другие страны», — пояснил Верницкий. По-другому обстоят дела в свиноводстве. Отрасль в 2014 г. работала успешно: запущен ряд новых предприятий, ферм, и расширились существующие мощности. В общей сложности реализовано порядка 20-ти новых проектов. Из крупнейших, например, «Нива Переяславщины» запустила модуль на 1300 свиноматок, «Даноша» ввела в эксплуатацию репродуктор на 4 тысячи голов.
«По предварительным данным потребление за 2014 г. упало с 980 тыс. т, до 800 тыс. т, почти на 10%. В 2015 г. не ожидаем роста. По оптимистичным прогнозам спрос зафиксируется на этом уровне, а по пессимистичным — может даже понизиться на 5%», — рассказывает глава Ассоциации свиноводов Украины (АСУ) Артур Лоза.
Эксперты, наоборот, видят основы для стабильности в свиноводстве. Население, как ни странно, не готово сокращать в своем рационе потребление мяса. Цены на него растут, а спрос падает не так быстро, как на продукцию других отраслей. Верницкий говорит, что при этом прибыльность такого бизнеса довольно высокая. Так что свиноводство вполне может рассчитывать на кредиты и инвестиции.
Производители молока и молочных продуктов "держатся", но 2015 г. станет для них испытанием.
Пока что нет места инвестициям и в сахарной отрасли.
«Мы будем сокращать посевы сахарной свеклы из-за того, что некуда продавать сахар. Эта цифра может быть в пределах 100 тыс. га», — рассказывает президент «Укрцукор» Николай Ярчук. Только принятие законов для запуска биоэнергетики (биогаз и биоэтанол) и открытие новых рынков могут поменять инвестиционный расклад.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ТРОЙКА: ЕБРР, IFC, ЕИБ
«Сельское хозяйство останется ключевой по привлекательности отраслью в экономике. Благодаря АПК падение украинской экономики в прошлом году было не такое сильное. И эта тенденция сохранится», — считает и.о. президента «Американской торговой палаты» Тарас Качка.
По его словам, все определят три фактора. Первый — сохранение льготного налогообложения (которого все-таки удалось добиться). Второе — развитие ситуации с агрохолдингом «Мрия», открывающее или закрывающее многим компаниям доступ к капиталам. Третье — ослабление спроса на зерновые в мире в будущем.
«В последующие 1–2 года наиболее открытыми для агрокомпаний будут международные финансовые организации (МФО). Стоимость их ресурсов намного ниже, чем у банков или системных инвесторов. Привлечение частных денег в большом объеме будет непростым», — прогнозирует Качка.
Будут ли МФО поддерживать АПК? В конце прошлого года один из крупнейших международных финансовых кредиторов Украины (ЕБРР) "подбодрил" агрорынок.
«Ведущие участники агробизнеса, как иностранные, так и отечественные, недавно подтвердили свою готовность инвестировать 2,5 млрд. евро в агробизнес Украины в течение ближайших трех лет. Эти компании готовы работать с украинским правительством в целях стимулирования инвестиций, необходимых в этот сложный период», — сказано в сообщении ЕБРР.
Интерес к сектору сохраняет и сам банк. Напомним, что с начала 2014 г. ЕБРР выделил более 283 млн евро на 135 новых проектов в сфере АПК Украины.
«Есть проекты со старыми и новыми клиентами. Сектор активно развивается, требует капиталовложений. Мы можем вкладывать в сельское хозяйство и переработку порядка 200-250 млн евро в год. Иногда цифра доходит до 300 млн. Мы готовы такие темпы сохранять и в 2015 году», — говорит Национальному агропорталу Latifundist.com старший советник по внешним связям ЕБРР Антон Усов.
По его словам, в основном банк ориентируется на проекты, которые связаны с производством продукции с высокой добавленной стоимостью (хлебобулочной, молочной, мясной). «Особое внимание будем уделять экспортно-ориентированным компаниям. Будем смотреть на ритейл», — добавил он. Также в фокусе банка переработка отходов животноводства и биомассы в электроэнергию.
Немного приоткрыла бизнес-планы на 2015 год в интервью руководитель IFC в Украине Елена Волошина.
Вице-президент Европейского инвестиционного банка Ласло Баранья подтвердил, что украинский сельскохозяйственный сектор имеет очень хороший потенциал. Он напомнил, что в 2014 году банк профинансировал АПК на 150 млн евро (кредит «Астарте» и МХП). Правда, он не смог еще назвать ожидаемую цифру кредитования сектора на 2015 год. Однако отметил, что в банке ожидают сохранить такую же сумму или ее увеличить. Все зависит от готовности самих компаний. «Когда находим такие хорошие проекты, как например, с компанией «Астарта», то финансируем. Но такие проекты нужно искать», — добавил он.
АГРОКОМПАНИИ ПОКА СОХРАНЯЮТ СВОИ ПЛАНЫ
А что же сами игроки: какие у них инвестиционные планы? Большие агрохолдингги чувствуют себя более уверенно.
«В этом году МХП начинает строительство второй очереди (одна линия – 110 тыс. т) Винницкой птицефабрики. Всего в этом году компания планирует потратить порядка $180–190 млн. Источник — собственный кэш плюс заимствования», — рассказала начальник отдела по работе с инвесторами и СМИ МХП Анастасия Соботюк.
МХП в плане инвестиций более–менее повезло — в 2014 году агрохолдинг сформировал надежный запас кредитной прочности: привлек шестилетний кредит от IFC в размере $250 млн и десятилетний от EIB — $85 млн.
Но такая удачная ситуация сложилась далеко не у всех. Средние и мелкие игроки рынка замерли в ожидании.
«Вопрос инвестиций сейчас не стоит, — рассказал нам глава сельскохозяйственного кооператива «Батькивщина» (обрабатывает до 7 тыс. га земель) Александр Карташов. — Сейчас непростой год. В условиях экономической стабильности польза от инвестиций была бы, а так только рискуешь залезть в долги».
Поэтому средние производители рассчитывают в основном на свои силы и привлеченные ранее кредиты.
«С инвестициями и кредитами всем будет не сладко», — подытоживая общую тенденцию в отрасли, говорит Latifundist.com председатель агропромышленной корпорации «Сварог Вест Груп» Андрей Гордийчук.
«Намного труднее стало получать кредиты. Ставка валютных кредитов выросла на 30–40%. Если год назад речь шла о 8,5-9% годовых, то сейчас – о 11–13%. Это стандартные привлечения. А западные финансовые институты находятся в режиме «стенд бай» относительно Украины. Они и хотели бы, но будут пока смотреть на ситуацию в экономике», — поясняет он.
Что касается инвестиций в развитие компании, то они будут осуществляться согласно утвержденной пятилетней стратегии. На 2015 год «Сварог Вест Груп» запланировал строительство завода по переработке нишевых культур в Хмельницкой области ($6–7 млн), завода по переработке сои (порядка $40 млн), а в феврале презентует новую линейку техники для выращивания сои, разработанную совместно с немецкими партнерами. «Около половины необходимых инвестиций будут реализованы за счет реинвестиции прибыли 2014 года, а еще 50% — привлечения либо портфельных инвесторов, либо долговые деньги», — подытожил он.
2015 год не обещает быть легким, но надеемся, что трудолюбивые и находчивые украинские аграрии справятся со всеми трудностями.
ИЦ УАК по материалам Латифундист