07.01.2015 22:21

2015 год должен стать для Украины годом биомассы - Михаил Гончар

версія для друку
07.01.2015 22:21

Вдумчивый и широкий взгляд президента Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаила Гончара на события на энергетическом рынке Украины и в мире заметно отличают его от других экспертов. Его оценки меткие, а прогнозы точные. В материале немало беспрецедентных, острых, аргументированных заявлений.

  ПОПЫТКА ДИАГНОЗА

— Если экономика и в дальнейшем остается олигархономикой и по-прежнему заточена на монополизм, возникают серьезные сомнения в ее успехах. Но нельзя думать, что где-то есть какая-то ниточка, которую дернешь — и весь клубочек распустится. Одновременно нужно дергать со всех сторон. Сделали шаг к улучшению конкурентных условий на энергетическом рынке, далее нужно усиливать антимонопольное ведомство, прозрачность регуляторной политики...

Антимонопольный комитет десятилетиями не видит проявлений монополизма там, где он виден невооруженным глазом... Миссия АМК заключается в том, чтобы показать, что монополизма там нет, в то время, когда он там есть.

Поэтому сегодня вся страна пожинает плоды такой жизни. Россия же пользуется де-факто монопольным положением двух ведущих олигархических группировок: фирташевской — на газовом рынке, и ахметовской — на угольном и электроэнергетическом, чтобы реализовать сценарий энергетического удушения Украины.

Кремлю прямое военное вторжение на этом этапе уже не нужно, потому что он может достичь той же цели невоенным способом. Его союзником в этом в Украине является архаичная олигархическая система.

Мы сейчас переживаем трансформации политико-экономической системы. Из режима клептократии, то есть откровенно воровского господства, мы превращаемся в страну с системой плутократии (власть богатых людей). Возможно, большинство людей в нынешней украинской власти и не нажили свои состояния откровенно грабительским способом, как это сделали предшественники, но, тем не менее, они мыслят точно так же, как и они. Этот стиль просматривается в попытке монополизм политический превратить в монополизм экономический, и наоборот — через экономические инструменты укрепить политическую монополию. Это — те грабли, на которые опять наступает новая власть в Украине.

ЭНЕРГЕТИКА ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

— На мой взгляд, есть две ключевые задачи энергетики военного времени. Первая — обеспечение экономики всеми необходимыми видами энергии как в нормальных обстоятельствах, так и в аномальных.

Сейчас наша энергетика проходит испытание. И ей трудно будет его пройти, потому что ее не готовили к работе в аномальных обстоятельствах. В известной степени время потеряно, потому что определенные сценарии, как, скажем, с углем, просто не принимали во внимание.

Вторая задача — это защита критической энергетической инфраструктуры. На пике зимних холодов может быть усилена диверсионная деятельность вокруг нашей энергетической инфраструктуры.

Эти две задачи — ключевые сегодня для энергетики Украины.

Третья станет актуальной, когда мы пройдем зимний сезон. Речь идет о пополнении запасов всех видов энергетических ресурсов, которые будут использованы до критического уровня. Уже можно говорить, что мы стоим перед вызовом прохождения отопительного сезона 2015—2016 годов.

И здесь опять появляется конфликт между необходимостью оперативного реагирования и олигархической природой экономики.

Члены правительства могут видеть и понимать, что нужно делать. Но это не важно в условиях, когда есть закостенелая, заточенная под монополию экономика. Поэтому либо правительство и Президент также будут работать на то, чтобы изменить эту систему отношений — и в условиях войны это сделать как раз легче, чем в мирное время — либо же проиграют.

Мы понимаем, что Президент — один из олигархов, и он пытается найти олигархический консенсус. Но это то, что его погубит. Скорее, они его приобщат к своему консенсусу, чем он склонит их к своему.

ВЛАСТЬ И МИНЫ «КЛАНОВЫХ ИНТЕРЕСОВ»

— Коалиция формально существует, но никуда не делись из нашей политики кланы и представители их интересов... И это значительно ослабляет стабильность коалиционного соглашения. Проводя реформы, в частности — в энергетическом рынке, коалиция будет затрагивать нить основы кланово-олигархической системы. А это грозит тем, что коалиция сама может посыпаться.

Но мы понимаем, что чем дальше затягивается время, тем меньше вероятность успешного прохождения реформаторских законопроектов как по газу, так и по электроэнергии.

Прошлый парламент смог проголосовать новый закон о функционировании рынка газа в Украине (в 2010 году), но провалил «реформу» электроэнергетики. По понятным причинам. Этот парламент, в котором в большей степени представлены интересы газового монополиста, очевидно, не сможет подступиться к вопросу реформы газового рынка.

Так и получается, что на новом историческом этапе мы сталкиваемся со старыми вызовами.

Конечно, сейчас у нас больше шансов эту проблему решить. Для этого нужна, собственно, политическая воля. И опять же вопрос: будет ли она, если наш Президент сам из олигархической среды? Причем он не микро-, а макроолигарх. Хочется верить, что в нем сегодня борются две природы: государственного деятеля и бизнесмена. Хотя сам Петр Алексеевич часто говорит, что он — из бизнес-среды. Ему лучше не руководствоваться при принятии государственнических решений бизнес-логикой. И хорошо запомнить, что государство — это не корпорация. Она не терпит ситуативных решений. И строго наказывает за отсутствие стратегии.

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ВОПРОС СТОКГОЛЬМСКОГО АРБИТРАЖА

— Падение мировых цен на нефть не изменяет «грабительской» цены российского газа для Украины.

Ведь дело в том, что в формуле цены, которая прописана в контракте, есть базовая цена газа. И она составляет 450 долларов за тысячу кубометров. Это значит, что при любой цене на нефть мы будем получать цену за газ, которая будет выше этих 450 долларов.

Одна из главных претензий «Нафтогаза» в Стокгольмском арбитраже к формуле цены — в ней заложено высокое базовое значение. А дальше идет система коэффициентов. Поэтому эта высокая цена будет всегда давать эффект переплаты.

Эти формулы «Газпрома» сконструированы искусственно. Они лишь замаскированы под рыночные цены. В действительности это просто классно упакованные политические коэффициенты. Поэтому вопрос пересмотра контрактов принципиален с точки зрения государственной политики.

Кстати, европейские санкции, под которые попали государственные компании углеводородного сектора России, — «Газпром», «Роснефть» — приносят им хлопоты, но говорить о том, что они имеют сокрушительный характер, нельзя. Бывшему еврокомиссару Гюнтеру Эттингеру можно давать звание дважды героя России. Во-первых, он «склонил» Украину к удобному для Кремля решению на трехсторонних переговорах. А во-вторых, это именно он вывел из-под режима европейских санкций 70% внешней торговли России. Ведь российская торговля нефтью, нефтепродуктами, газом, углем не попали под эти санкции.

ГИБРИДНАЯ ВОЙНА НАЧАЛАСЬ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЛОКАДЫ

— В своем последнем исследовании мы показали, в чем проблема восприятия гибридной войны. На первичном этапе она не воспринимается как война. Ретроспективным анализом мы определили дату старта войны России против Украины. И это — 14 августа 2013 года. У нас же принято считать, что гибридная война началась в конце марта — в начале февраля, когда «зеленые человечки» появились в Крыму. Расплывчатая дата. Где-то 26 февраля 2014 года их заметили в Крыму. Но Министерство обороны отчеканило медали «За возвращение Крыма», на которых стоит дата 20.02.2014 — 18.03.2014. Так вот дата 20.02 — это дата введения в действие военного компонента войны. А сама гибридная война стартовала раньше — 14 августа 2013 года, когда было принято решение внести в список «рискованных» всех экспортеров из Украины. Тогда массово на границе с Россией был остановлен весь транспорт из Украины. Это был старт масштабных экономических санкций против Украины. И по этому сценарию предусматривался аншлюс Украины. Официальный Киев уже шел к этому. Военный компонент был подготовлен, но не считалось, что он будет нужен.  Потому что Янукович шаг за шагом принимал условия, которые диктовал ему Путин, вплоть до отказа от Ассоциации с ЕС. Но Евромайдан поломал этот сценарий.  И военный компонент, как рояль в кустах, был задействован.

ПУТИН ЗАПЛАТИЛ КУЧМЕ ЗА ВНЕБЛОКОВЫЙ СТАТУС УКРАИНЫ «ГАЗОМ»

— В отношении России мы мыслим так, как европейцы. И в данном случае, это  к сожалению. Мы все еще считаем, как и в Европе считают, что можно какими-то дипломатическими усилиями вернуть все, как было. Такого не будет. Россия фундаментально сломала правила игры. И делала она это не для того, чтобы в один прекрасный момент вернуть все назад. Ее можно лишь заставить это сделать. Но для этого нужно предпринимать совсем другие действия. Не нужно ставить Россию на колени, ее нужно «фейсом — о тейбл». Пока не состоится внутренняя трансформация России, подобная той, которая произошла с Германией после Второй мировой войны. Там прошел процесс денацификации, сделанный союзниками. Кто сейчас сделает процесс денацификации РФ?

Украина могла бы помочь в этом. Может, это и является нашей исторической кармой.  И как раз эту «угрозу» очень хорошо почувствует режим в РФ.

Как сейчас помню — в 1993 году российские эксперты пророчили крах украинской экономике. Этого не произошло. Напротив, было определенное развитие. И когда говорят, что Украина все равно не достигла своего ВВП периода 1992 года, я говорю, что это не корректная база для сравнения. Потому что произошло изменение структуры экономики. Да, пройти до конца этому процессу помешало появление олигархономики, которая законсервировала отход от сырьевой экономики к более технологической. Россия способствовала этому процессу. Поэтому, когда говорят о коррупции, должны не забывать, что, кроме собственных украинских источников, это явление еще подпитывалось и культивировалось из России. Это ее такой универсальный механизм решения всех вопросов: и экономических, и  имущественных, и политических.

Стоит вспомнить, в каких условиях появилась схема «РосУкрЭнерго». Когда в конце июля 2004 года президент Владимир Путин и президент Леонид Кучма одобрили  эту схему и представили это как победу. Мол, наконец, все газовые вопросы для Украины решены на целых 25 лет, то как потом выяснилось, цена этого вопроса имела и политическое измерение. За пару недель до утверждения схемы  РУЭ  Кучма своим указом из военной доктрины изъял положение о вступлении Украины в НАТО. Российская сторона, действуя таким способом, купила себе необходимое политическое решение. И не просто купила, а ввела высший уровень политического руководства Украины в определенную схему, когда у этого руководства была ограничена свобода маневра для действий. И только новый президент мог поставить в повестку дня вопрос членства Украины в НАТО. Но, опять же, схема РУЭ была расширена, дала внутренние  метастазы  в виде «УкрГазЭнерго»  и новый президент Виктор  Ющенко на фоне действий франко-немецького лобби, которое заблокировало предоставление Украине плана действий по членству в НАТО, был вынужден оставить все, как и было.

ПРОГНОЗ НА  2015 ГОД

—  Один из прогнозов заключается в том, что мы еще не прошли пика войны. Притом, что на агрессора действуют силы непреодолимого для него характера, в частности — нефтяные цены, все его действия указывают на то, что он готовится даже к более масштабным действиям. Они открыто говорят о готовности к усилению военных группировок российских войск в трех зонах: Крыму, Калининградской области и в Арктике. То есть санкции, которыми так «тешатся» европейцы, создали дискомфорт для последующего марша Путина, но не заблокировали его. Поэтому 2015 год будет показательным относительно способности Запада вернуть агрессора к состоянию соблюдения Хельсинских принципов. Ныне Госдума РФ хочет признать недействительным соглашение 1954 года. А это значит, что они не собираются уступать. Более того, они сигнализируют, что будут двигаться дальше.

Для Украины базовый сценарий, который запустит Россия, — это «энергетическое удушение» — оставить без газа, угля и электроэнергии... Он будет актуализирован, очевидно, с приближением более холодного периода. И после этого возможна следующая военная эскалация.  В Кремле уже сегодня говорят о том, что когда в Киеве произойдет очередной политический конфликт, восточный фронт распадется сам по себе, а тогда для российских войск дорога открыта хоть до Ужгорода.

Более приземлен к теме энергетики сценарий  в том, что 2015 год должен стать для Украины годом биомассы. Условно говоря, годом дров. Мы входим в ТОП-10 ведущих аграрных стран мира. И нам придется этим воспользоваться в энергоизмерении. Мы годами обходили этот вопрос, опять же, через олигархов и их монополию на энергетическом рынке. Поскольку они зарабатывали миллиарды на угле и природном газе, то были абсолютно не заинтересованы в уменьшении их потребления или замене  биомассой.

Мировая энергетическая система сегодня в ожидании серьезного энергетического перехода. Он связан с растущей ролью электрической энергии. Речь идет, в частности, об электротранспорте. Это не будет заметно сразу. Так же, как не была заметной сланцевая революция в США. Ее назвали революцией уже тогда, когда стали заметны серьезные результаты. Но они готовились десятилетие.

Поэтому, мне кажется, что 2015 год — это точка невозвращения в сфере электрификации жизни. И где-то на горизонте 2020-го мы придем в этом вопросе к качественным изменениям.

"ДЕНЬ"

Новини


Яким Ви бачите розблокування експорту аграрної продукції з України?:
Інші опитування