14.11.2014 10:42

Произвольная программа: МВФ пересмотрит алгоритм помощи Украине

версія для друку
14.11.2014 10:42

Нынешние отношения между Украиной и МВФ можно сравнить со старым добрым анекдотом о том, как «Запорожец» въехал в «Мерседес». Водитель «Мерседеса» выставил виновнику аварии счет в $30 000. Но у владельца «Запорожца» таких денег не было, и они сошлись на долге в $20 000. Через неделю человек на «Мерседесе» приехал за долгом.

Водитель «Запорожца» извинился, сказав, что таких денег у него тоже нет. После переговоров счет еще раз уменьшили – до $15 000. На что хозяин «Запорожца» радостно заметил: «А я же все-таки долг понемногу отдаю, да?».

Главным фактором, который влияет на сегодняшний визит МВФ, является политика. Миссия прибыла в Украину в период политического «межсезонья». Вчера заместитель пресс-секретаря департамента внешних отношений МВФ Уильям Мюррей уже заявил, что основные переговоры миссии будут проходить только при формировании нового правительства.

Примечательно, что в самом МВФ изначально не рассчитывали на сохранение стабильной исполнительной власти, а исходили из того, что премьер-министры и правительства будут неоднократно меняться. Так, профессор Массачусетского технологического института и экс-сотрудник МВФ Андрей Кириленко в интервью Forbes подчеркивал, что: «Надо понимать, что правительства будут меняться еще не раз. Правительство, и в целом государство создаются для того, чтобы работать на общество, а не наоборот. Правительство не нужно укреплять».

Однако теперь в МВФ заявили, что все-таки дождутся имен новых членов Кабинета министров. Экс-заместитель главы НБУ Сергей Яременко считает, что это обусловлено формальными требованиями. «У нас люди привыкли к тому, что каждый визит должен заканчиваться «подачкой». Хотя миссия приехала в период, когда в Украине не сформированы все ветви власти, и по бюрократическим признакам переговоры пока что тормозятся. Потому эта миссия проведет технические переговоры с НБУ, – рассказывает Яременко. – Можно считать, что данная власть не особенно поменяется, поэтому можно говорить, что они – действующие лица. Но с формальной точки зрения это не совсем так».

Переговоры с НБУ станут одной из ключевых тем визита МВФ в Украину. Ведь при формальном соблюдении перехода на плавающий валютный курс, что являлось одним из важных требований МВФ, центробанк так и не приступил к таргетированию инфляции. Последовавшее за переходом на свободный курс обесценивание национальной валюты теперь приведет к пересчету всех макропоказателей, из которых исходили специалисты Фонда.

«МВФ написали некие маяки, исходя из ряда макропоказателей и политики, с которой они определились. А именно – c плавающим курсом и таргетированием инфляции. Но, поскольку эта самая главная политика НБУ в современных условиях абсолютно абсурдна и не имеет никаких теоретических обоснований, то она провалилась, – разъясняет Яременко. – Например, как может быть сверстан бюджет на следующий год, когда никто не понимает, на каком курсе он должен основываться?».

Старший научный сотрудник Института экономики и прогнозирования НАНУ Татьяна Тыщук считает, что программу необходимо пересматривать из-за изменения макропоказателей: «По сути, нужно пересматривать показатели и на 2015-й, и на 2014 год. Программа составлялась по итогам данных июля-середины августа. Все, что потом происходило на Донбассе с остановкой предприятий, учесть в программе было нельзя. Кроме того, между первым и вторым пересмотром программы в долги «Нафтогаза» добавилось 60 млрд гривен». Напомним, что при первом пересмотре программы сотрудничества МВФ и Украины дефицит «Нафтогаза» составлял около 60 млрд гривен, а во втором пересмотре показатель составил уже около 115 млрд гривен. 

МВФ кредитует Украину в экстремальных условиях – в государстве идет война, экономические мощности страны сократились. При этом бизнес-среда по-прежнему остается неудовлетворительной – из-за коррупции и отсутствия реформ. Заместитель главы правления ИнАУ Татьяна Попова отмечает, что главное ожидание связано с тем, «что МВФ и другие международные структуры так повлияют на наши власти, что они прекратят воровство». «Потому что я не понимаю, зачем Украине дают деньги, если они направляются не на проведение структурных реформ, а все равно используются в коррупционных схемах. В стране не проведена судебная реформа, никого после победы революции не посадили за коррупцию, ничего не конфисковано. Зато осудили солдат за дезертирство», – констатирует она.

Также ожидания бизнеса связаны с тем, что благодаря работе МВФ экономические показатели в Украине станут более предсказуемыми, а это позволит предприятиям более-менее нормально планировать свою деятельность. «Ожидания от миссии – в помощи по балансировке курса и бюджета, чтобы показатели были прогнозируемыми. Потому что работа миссии МВФ с правительством должна быть направлена на то, чтобы

показатели были сбалансированными и предсказуемыми – чтобы коммерческие компании могли принимать нормальные бюджеты», – отмечает глава страховой компании «ИНГО-Украина» Игорь Гордиенко.

«МВФ реально заинтересован в Украине, потому что видит стремление украинского народа стать частью мирового сообщества. Есть МВФ, ЕБРР, Всемирный банк, МФК. Все международные финансовые институты сегодня смотрят на то, как Украина выполняет подписанные с МВФ программы», – подчеркивает финансист Денис Чернышов. Поэтому, по его мнению, у Украины нет выбора –  пересматривать или нет программу. «Программу будут пересматривать, а МВФ, в свою очередь, будет настаивать на своих требованиях», – уверен Чернышов. Например, кроме перехода на плавающий курс, страна уже приняла новое «антиотмывочное» законодательство,  которое усиливает требования к прозрачности и контролю за финансовыми операциями, приравнивая их к европейскому уровню контроля за финансовыми потоками. 

Критик существующего сценария сотрудничества с МВФ Сергей Яременко иронизирует, что при всех чаяниях бизнеса нынешний визит будет репетицией перед сценами оправдания украинской власти. «Половина экономики уже стоит – она нерентабельна, ей просто нечего делать. Поэтому пересмотр необходим. Потому что курс 8 грн/$ порождал одну цену для бюджета, «Нафтогаза» и потребителей. Курс 16 грн/$ предполагает совершенно другие цены во всех секторах», – объясняет эксперт.

Он отмечает, что МВФ настаивал на поднятии цен на газ, исходя из курса в 8 гривен за доллар. «Но так как эти цены являются социальными, «Нафтогаз» загнали в дыру. А теперь вообще оказалось, что та сумма, на которую хотели поднимать цены – только половина от того, на что нужно было их повышать. Поэтому с украинской стороны изучают, являются ли события с курсом провалом, а если являются – то курс нужно зафиксировать на чем-то и оправдаться, найти виновных или сказать, что украинские чиновники правы и все системные сдвиги устранены», – резюмирует Яременко.

ИЦ УАК по материалам Forbes

Новини


Яким Ви бачите розблокування експорту аграрної продукції з України?:
Інші опитування