07.08.2014 10:40

«Мрия» допустила технический дефолт

версія для друку
07.08.2014 10:40

Один из крупнейших сельхозпроизводителей в стране - агрохолдинг «Мрия», допустил технический дефолт. В пятницу, 1 августа, компания уведомила держателей своих бумаг на сумму $400 млн о финансовых трудностях, которые не позволяют ей заплатить по текущим обязательствам.

«…Группа не сделала процентные и амортизационные платежи по некоторым из своих долговых обязательств и находится в активных дискуссиях с соответствующими кредиторами. Переговоры идут непрерывно», – следует из сообщения компании на Ирландской фондовой бирже (ISE).

Руководство «Мрии» подчеркивает, что пытается оперативно решить возникшую проблему и учесть интересы всех сторон. Для восстановления финансовой устойчивости и выполнения обязательств перед кредиторами «Мрия» привлекала финансовых консультантов мирового лидера в сфере альтернативных инвестиций Blackstone Group International Partners LLP (Великобритания), Dragon Capital, и международную юридическую группу Bryan Cave LLP.

«Я думаю, что все четко понимают экономическую ситуацию в стране. Девальвация, падение ВВП, война, которую так не называют, но которая, тем не менее, является таковой. В рамках этого у нас есть запланированные действия, которые необходимо предпринять, в финансовой части», –   объясняет Владислава Рутицкая, заместитель генерального директора «Мрия Агрохолдинг». По ее словам, в связи с изменением экономической модели страны должна соответственно измениться и бизнес-модель, и компания сейчас занимается этим.

«Мрия Агрохолдинг» – одна из крупнейших агрокомпаний Украины. Земельный банк – около 320 000 га  на западе страны. Выручка за 2012 год – 2,8 млрд гривен, прибыль – 1,4 млрд гривен. EBITDA/га – $855. 80% акций принадлежит семье Гута, 20% – на Франкфуртской фондовой бирже в форме GDR 

Андрей Буряк, финансовый директор «Мрия Агрохолдинг», покинул компанию и отказался прокомментировать ситуацию с обслуживанием долгов.  «Фактически, я уже три недели не являюсь финансовым директором. Просто юридически это было оформлено сегодня [1 августа]», – сказал он Forbes.

В инвестиционной компании Dragon Capital, проводившей в 2008 году размещение акций агрохолдинга на Франкфуртской фондовой бирже, отказались от комментариев.

Мероприятия по восстановлению финансовой устойчивости, предположительно, будут включать реструктуризацию баланса предприятия. «Мрия» призывает держателей ее еврооблигаций создать комитет, который станет представлять их интересы, когда будут формулироваться любые предложения, касающиеся кредиторов группы. «Мы абсолютно четко понимаем, что сейчас должны поработать профессионалы, для того чтобы сделать ситуацию действительно хорошей. Это и есть то, что мы сейчас делаем», – уверяет Рутицкая.

Какие условия реструктуризации компания намерена предложить инвесторам, Рутицкая не уточнила: «Мы специально наняли компанию с наибольшим в мире опытом, которая не единожды сталкивалась с подобными ситуациями. Кроме того, сейчас с нами работает одна из лучших в мире рекрутинговых компаний, для того чтобы мы обновили штат и сделали правильный выбор в отношении, например, финансового директора, который имеет необходимый опыт».

Разные аграрии

Объясняя причины дефицита ликвидности, «Мрия» ссылается на неблагоприятные отраслевые и макроэкономические факторы. Среди них – рост цен на некоторые виды сырья, снижение цен на сельскохозяйственную продукцию и возникшие сложности с привлечением средств для финансирования рабочего капитала.

Коллеги по отрасли признают – ситуация в последний год была непростой. «Конечно, сейчас есть давление на ликвидность, все компании чувствуют это. Вы сами знаете, что украинские банки практически не кредитуют, а период урожая как раз связан с необходимостью привлечения ресурсов», – поясняет Игорь Петрашко, заместитель генерального директора холдинга Ukrlandfarming.

Тем не менее, последствия для «Мрии» оказались нетипично неблагоприятными. Из плеяды крупнейших игроков – МХП, ULF, Кernel, «Астарта» – «Мрия» оказалась пока единственной, столкнувшейся с такими трудностями.

Петрашко рассказывает, что ULF испытывал сложности весной текущего года, но нивелировал их, перейдя в режим жесткой экономии. «И операционная экономия, и, конечно же, была дополнительная нагрузка на рабочий капитал. Мы провели переговоры, чтобы подтвердить кредитные линии с украинскими банками, – перечисляет топ-менеджер. – Сейчас никаких сложностей нет, все обязательства выполняются без просрочек».

По его словам, выплаты по ценным бумагам, по украинским и международным кредитам, по экспортно-импортным заимствованиям идут по утвержденным графикам. «Какой-то критичной нагрузки нет. Кроме того, затраты в гривне действительно возросли, но цены на зерно привязаны к доллару. В отношении растениеводства мы ожидаем, что год будет таким же, каким был предыдущий – неплохим», – прогнозирует Петрашко.

«Мироновский хлебопродукт», крупнейший производитель курятины в Украине, и вовсе принял решение о выплате дивидендов акционерам – на эти цели компания Юрия Косюка направит $80 млн, или $0,757 на акцию.

Александр Паращий, руководитель аналитического отдела инвестбанка Concorde Capital, предполагает, что «Мрия», планируя значительные выплаты на середину лета – период, когда аграрии несут пиковые финансовые нагрузки на сев и уборку урожая, а доходы от продажи зерна еще не поступают – скорее всего, рассчитывала на рефинансирование. «Возможно, привлечь средства не получилось, и это  привело к такому результату, – допускает он, признавая, что получить кредит в текущей конъюнктуре было бы сложно. – Все говорят: у вас война. Бесполезно объяснять, что в Тернопольской области (в этом регионе сосредоточены активы «Мрии». – Forbes) все спокойно».

При этом он указывает, что ближайшее погашение еврооблигаций «Мрии» – март 2016 года, и таким образом, у компании есть еще почти два года, чтобы выровнять ситуацию. «Текущая ситуация не говорит о том, что компания – банкрот. Есть определенные сложности у компании, но очевидно, что идут переговоры с кредитором», – считает он.

Не штопор, а планирование

Проинформировать инвесторов о возникших трудностях  эмитента обязывает риск кросс-дефолта. Теоретически, существенные проблемы с выплатой долгов третьим лицам могут привести к тому, что держатели облигаций могут тоже требовать пересмотра условий, вплоть до требования досрочного погашения.

Но де-факто этого, скорее всего, не произойдет – инвесторы заинтересованы в успешной и платежеспособной компании, а банкротство «Мрии» не дает шансов на получение 100% вложенных средств. «Они обязаны были уведомить держателей о сложностях. Это можно назвать техническим дефолтом, но это не значит, что будут негативные последствия для будущих платежей», – говорит Паращий.

Игорь Петрашко также подчеркивает, что на текущем этапе «Мрия» все делает правильно: «Они взяли внешних советников, которые попробуют сбалансировать им вопрос ликвидности, в том числе и с банками».

Текущая ситуация с украинскими эмитентами, или как минимум, частью из них, все больше напоминает 2008-2009 годы, когда компании массово осуществляли реструктуризацию и проводили переговоры с банками. «Тенденция очень негативная. Очевидно, сложности у  части украинских компаний  могут экстраполироваться инвесторами и на других [украинских эмитентов]», – считает Паращий.

«Мрия» – не подарок. Мы никогда не относились к ней серьезно. Но из компаний, которые проводили реструктуризацию по выплатам в этом году, возможно, что это не самая худшая [компания]», – поясняет представитель одного из крупнейших инвестбанков на условиях анонимности.

Владислава Рутицкая уверена – компания справится с текущими трудностями. «Главное, чтобы инвестиционный климат страны наладился. Это главная задача для всех. Я думаю, все знают, что «Мрия» – одна из лучших компаний и одна из самых эффективных, – резюмировала Рутицкая. –  А аграрная отрасль – одна из немногих, кто работает, и кто будет формировать ВВП, и мы будем все для этого делать».

ИЦ УАК по материалам forbes.ua
 

Новини


Яким Ви бачите розблокування експорту аграрної продукції з України?:
Інші опитування