Планы правительства открыть полноценный рынок земли в Украине уже с начала января 2017 являются лишь декларацией о намерениях, поскольку даже если Кабинет Министров успеет сделать все, что он запланировал, крестьяне не позволят реализовать подобный шаг. Об этом заявил президент Украинской аграрной конфедерации, нардеп Леонид Козаченко.
Напомним, что на данный момент продажа земли в Украине запрещена. Подробнее о возможном открытии рынка земли в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал председатель Комитета аграрного и земельного права Ассоциации адвокатов Украины Виктор Кобылянский.
Вы считаете возможным создание рынка земли и его полноценное функционирование уже в 2017 году?
― Очень сомневаюсь в том, что это возможно, и согласен с озвученной мыслью Леонида Козаченко, что это все, скорее всего, лишь декларация. Во-первых, надо понимать, что эти вопросы решает не правительство. То есть требуется внесение соответствующих изменений в переходные положения Земельного кодекса, за это должен проголосовать парламент. И сегодня я, наверное, как и большинство специалистов в земельном праве, убежден в том, что парламент на такое голосование не пойдет из очень простых политических, социологических соображений. Ни одна из политических сил в Украине на сегодняшний день не готова взять на себя риск такой политической ответственности за внедрение рынка земли, при том, что большинство населения этот рынок сегодня не поддерживает. Даже сами аграрии, которые, казалось бы, заинтересованы были в развитии рыночных механизмов, очень часто выступают против отмены моратория. Мне довелось недавно общаться со многими из них, фактически они подтвердили бытующее мнение, что боятся аграрные предприятия — маленькие, средние, фермеры — рынка земли, потому что опасаются того, что земли скупит кто-то другой, а у них не будет такой возможности. И это действительно является препятствием. Я не уверен в том, что крестьяне способны объединиться ради каких-то общих таких интересов по отношению к рынку земли, при том, что большинство из них не может реально оценить экономические, политические последствия, они свое мнение высказывают только определенными декларациями, оценивая фобии, которые существуют у них.
Что будет с Украиной, если у нее не будет земли Селяне понимают, что происходит с рынком земли в Украине?
― Они прекрасно понимают, что есть мораторий. Большинство из них прекрасно знает, что им запрещено, что разрешено, знает, что существуют определенные схемы, как этот мораторий обойти. Абсолютное большинство, я думаю, не только крестьян, но вообще граждан Украины, не очень верят в то, что государство будет действительно вводить рынок, а не какие-то коррупционные схемы. И вот на это как раз толкают заявления правительства по двухэтапному внедрению рынка земли: с 2017 года разрешить продажу земель государственных и коммунальных, а с 2019 года — частных. То есть простым людям они продолжают запрещать продавать землю, даже если человеку очень нужны деньги и других источников нет, а себе они позволяют. Интересно, что хотят продавать государственную землю, когда рыночные цены самые низкие, когда нет активного спроса как раз на государственные, потому что понятно, что здесь государственный контроль будет сильнее, чем по частным землям. Это может быть просто сделано для того, чтобы кто-то по дешевке получил земли от государства. При том, что активно ограничиваются сейчас же возможности получения земли простыми гражданами. Поэтому такая попытка ввести рынок вызывает беспокойство, как максимум — определенное возмущение.
При каких условиях возможно проведение земельной реформы?
― Земельная реформа у нас даже формально продолжается буквально со дня провозглашения независимости Украины, не прекращается. Важным этапом будет как раз отмена ограничений на рынке сельскохозяйственной земли. И для этого, в принципе, все предпосылки есть. Уже функционирует рынок земли несельскохозяйственной, рынок недвижимости. Но почему-то мы боимся ввести рынок земель сельскохозяйственных. Мы боимся, что скупят всю землю олигархи, но почему они тогда не скупили все квартиры в Киеве? Почему мы боимся, что скупят землю иностранцы? Им это запрещено вообще — иметь в собственности сельскохозяйственную землю. То есть на сегодня существуют ограничения, мораторий, это фактически дело рук лоббистов, которые заинтересованы в том, чтобы не было открытого рынка, не было прозрачных механизмов, но была возможность монополизировать местные, региональные рынки определенными компаниями. На сегодня, я убежден, вполне возможно открыть рынок земли. Для этого достаточно достать из-под сукна в ВР законопроект об особенностях оборота сельскохозяйственных земель, возможно, определенные ограничения на время в этом законе оставить. Но рынок надо отпускать. Это будет позитив в первую очередь даже не для людей, которые смогут сами не работая на земле, получить реальные деньги за свои земельные участки. Это будет плюс огромный для экономики, так как приведет к значительному росту аграрного сектора из-за притока финансов, инвестирования в землю. Ранее стало известно о том, что Киевская облгосадминистрация создала комиссию по соблюдению земельного законодательства. Председатель комитета аграрного и земельного права Ассоциации адвокатов Украины Виктор Кобылянский высказал мнение, что вернуть земли, переданные нечестным путем, в кратчайшие сроки невозможно.
ИЦ УАК по материалам РИА Новости Украина