В конце прошлой недели состоялась встреча Вице-премьера Украины Владимира Гройсмана и замглавы Администрации президента Украины Дмитрия Шимкива с предпринимателями и топ-менеджерами из Европейской Бизнес Ассоциации. Гройсман и Шимкив не скрывали, что пришли рассказать бизнесу, каким политическая сила Президента хочет видеть коалиционное соглашение.
Встреча прошла в формате дискуссии, топ-чиновники, в основном, отвечали на вопросы представителей бизнеса. Ожидаемо, бизнесменов больше всего интересовали вопросы реформирования: налоговая, судебная, и даже экологическая реформы.
О коалиции и коалиционном соглашении
Владимир Гройсман:
- Мы открыты для создания коалиции из пяти политических сил. Это Блок Пера Порошенко, Народный фронт, Самопомич, Батькивщина и Радикальная партия, которые декларируют свою позицию за демократический путь развития Украины и интеграцию в Европейский союз.
Нам срочно необходимо создавать коалиционное правительство, но правительство не по квотам, а такое, которое возьмет на себя ответственность за реализацию коалиционного соглашения, которое должно стать основой действий правительства хотя бы на один год.
В текущей версии соглашения есть 13 блоков, они еще обсуждаются, их может быть и 15. Среди них - блок противодействия коррупции, блок децентрализации власти, блок дерегуляции и новой фискальной системы, блок развития бизнеса, блок социальной политики, блок экономических изменений, и другие. И по нескольким из них мы должны принять решение еще в этом году. Мы должны сформировать бюджет на следующий год на условиях децентрализации финансов. Средства должны оставаться у местных громад, для того, чтобы их можно было инвестировать в качество жизни, качество инфраструктуры именно на тех территориях, где создается украинский национальный продукт.
Дмитрий Шимкив:
- Когда мы работали над Стратегией-2020, возникла идея, что необходимо составить достаточно конкретный перечень дел, которые должно сделать правительство и Парламент в первые дни своего существования. Нас, опять-таки, вдохновили отчеты международных экспертов, рекомендации Мирового банка, МВФ, и, как правило, все они содержали достаточно конкретный перечень дел. Поскольку коалиционное соглашение - это один из стандартных документов европейского сообщества, мы изучили статистику: правительства, которые работают с коалиционными соглашениями, и у которых такое соглашение достаточно детально описано, как правило, дольше существуют. Лидером по размеру фолианта с коалиционным соглашением является Германия, у них это документ может состоять из 134-х страниц. В среднем, в Европе это документ из 36-50 страниц.
- Сейчас работает семь групп, где есть представители всех политических партий, привлечены иностранные эксперты, которые формируют перечень более детальных положений соглашения. Мы уже определились, что в нашем соглашении также будут проставлены сроки. Это будет документ, который позволит увидеть реальное выполнение тех или иных обязательств, политических обещаний.
- Коалиционное соглашение не является исчерпывающим документом. Сегодня существуют определенные спекуляции на тему того, что соглашение должно перечислять все действия, которые когда-либо должно совершить правительство или Парламент. Нет, этот документ определяет ровно те вещи, которые крайне необходимо сделать сегодня.
О налоговой реформе
Гройсман:
- Я присутствовал на нескольких обсуждениях этой темы, и я искренне считаю, что налоговая амнистия должна произойти, и что бизнес в тех диких условиях, которые были еще совсем недавно, загоняли под криминал. Поэтому, безусловно, бизнесу нужно показать выход из этого положения, а система налогообложения должна быть понятной, и максимально простой, и не должна ревизироваться каждый год. Невозможно нормально вести бизнес, когда сегодня мы платим одно, а завтра другое. Мы должны договориться, что пять лет будут действовать вот такие правила, тогда каждый из вас будет понимать, как ему развиваться в этой стране.
О контролирующих органах
Шимкив:
- Ко мне с подобными проблемами обращаются много людей из бизнеса. Условно эти проблемы можно разделить на четыре вида. Первый - это незаконные проверки или проверки, которые созданы для того, чтобы провоцировать компании на коррупционные действия. С этим нужно бороться, и мы с этим боремся.
- Второй тип - это судебные решения, как принятые в течение предыдущих лет, так и судебные тяжбы, которые продолжаются до сих пор. В этих ситуациях Администрация Президента не будет браться за телефон, и звонить в суды, как меня просили на встречах. Это и называется - жить по-другому. Что мы можем сделать, так это обратить внимание, попросить более детально посмотреть на ситуацию, проанализировать то, что произошло. Мы должны строить правовое государство. Да, все прекрасно понимают, что суды у нас - не фантастика, и что там должна быть проведена тотальная люстрация. Пока что необходимо делать процессы более публичными и прозрачными - это одно из возможных решений.
- Третий случай - это когда определенные компании в целях бизнес-инициативы пошли на рисковую сделку или нашли очень рисковых партнеров, или их подвели к такому решению ранее, и в результате они попали в сложную ситуацию. В этом случае это проблемы коммерческие, и они должны решаться в коммерческой плоскости, их не надо перекладывать на государство.
- И четвертый случай - это когда ситуация объединяет в себе три предыдущих случая, не разрешена и находится в стадии конфликта. Как правило, чем более детально описан кейс, переданный в Администрацию президента или Кабинет министров, тем больше шансов разрешить эту ситуацию.
Гройсман:
- На днях мы встречались с послами, и один из них сказал, что действительно, машина контролирующих структур работает у нас достаточно жестко. В связи с этим, я предложил взять перечень проблем и провести отдельное заседание Кабинета министров. Я готов внести это предложение Премьер-министру. Берем десять случаев, разных, которые касаются санитарных служб, налоговой, судов, прокуроров, рассматриваем и делаем заключение, о том, что присутствует проблема. Выходим на заседание Правительства, приглашаем руководителей этих ведомств, и публично рассматриваем эти вопросы. Когда я был городским головой, я так делал, и могу сказать, что в некоторой степени помогало. Понятно, что некоторые вещи шли централизованно, и в этом случае можно хоть по стенам бегать, все равно ничего не сделаешь, но в части случаев это давало свой эффект.
- Есть одна инициатива - Агентство электронного правительства, оно уже создано, будет создан общенациональный информационный ресурс по проверкам. К вам приходят проверки - вы можете зарегистрировать всю необходимую информацию, прикрепить фото- и видеоматериалы, и тогда будет наглядно понятно, что у нас происходит с каждым контролирующим органом. Но и это полумера, поскольку нам необходимо менять систему, и коалиционное соглашение должно дать ответ и на этот вопрос.
- Я не понимаю, почему у нас можно просто так прийти в любую компанию с проверкой, выписать штрафных санкций на 10 миллионов, и не нести за это никакой ответственности. А потом компания проходит все возможные суды, оспаривает эти решения, а проверяющий идет себе дальше уже в другую компанию, выписывать новый миллионный штраф. И чем циничнее и безответственнее он действует, тем больше ему позволено.
О земельной реформе и концессии
Гройсман:
- Земля - это очень чувствительный вопрос для Украины, и к нему нужно подходить очень взвешенно. Что касается коммерческой земли, конечно, тут надо менять систему. Первый шаг, который мы сделали, - это Госкомзем решили переименовать на Службу геодезии, картографии и земельного кадастра, и это совсем другой подход - переход от дерибана земли к созданию системы, которая позволит управлять земельными ресурсами. С другой стороны, мы говорим, что реформа местного самоуправления означает повысить роль громад в управлении земельными ресурсами, но при этом нам нужно убрать коррупционную составляющую. Это означает публичные аукционы коммерческой земли, при этом документы не должны месяцами ходить от чиновника к чиновнику, который должен поставить свою подпись. Это значит изменение предоставления административных услуг, изменение правил, все эти инициативы мы хотим включить в коалиционное соглашение.
Об административной реформе и дерегуляции
Гройсман:
- У меня было поручение от правительства, от премьера, изменить систему контролирующих органов, есть распоряжение Кабинета министров, по которому их уже стало меньше. Теперь нужно по-новому организовать их работу, чтобы они выполняли не функцию пресса, давящего на бизнес и людей, а функцию защиты безопасности. Я категорически поддерживаю идею обновления кадров в этих ведомствах, чтобы в них пришли люди, не отягощенные знанием прошлых связей и устройства этих структур. Это дает определенную свободу действий.
О страховании жизни
Гройсман:
- У нас есть идея внедрить страхование жизни участников АТО. В ближайшее время будем просчитывать варианты, публично обнародуем результаты, насколько это возможно, чтобы в случае гибели бойца его семья получала страховую выплату, разумеется, за счет государства.
О деятельности Государственной компании "Укрэкоресурсы"и обращении с мусором
Шимкив:
- По жалобам производителей товарной упаковки, компания коррупционная, много лет собирает деньги с производителей, но в области обращения с упаковкой не делает ничего - 96% твердых бытовых отходов захороняется на свалках и полигонах, раздельный сбор есть только на бумаге.
Владимир Гройсман:
- Эта госкомпания, насколько я знаю, получает около 200 миллионов гривень ежегодно, и я думаю, мы все ей платим, покупая любой товар или продукт. Я в ближайшее время напишу обращение в Генпрокуратуру по поводу этой компании. Есть очень много лоббистов, желающих на этом погреть руки, даже создавался закон, который вообще централизовал обращение с твердыми бытовыми отходами во всей стране, я его затормозил, и такого закона больше нет. А теперь нужно по-новому создавать новый современный закон.
ИЦ УАК по материалам ЛИГА