Я проработал в органах прокуратуры почти 18 лет. Уволился по собственному желанию. Одним из основных факторов, которые повлияли на это решение, стало то, что, не смотря на все усилия, которые предпринимались на протяжении нескольких последних лет к изменению существующей правоохранительной системы, реального результата добиться не удалось. Я понял, что изменить систему изнутри практически не возможно.
Не способствовала этим изменениям и существующая система правовой помощи в государстве. Многие юридические фирмы, идя по пути наименьшего сопротивления, и я так понимаю желаний клиентов, стремятся попросту "порешать" вопросы.
Мне повезло, я нашел единомышленников, которые работают в Адвокатском объединении "Сюткин и партнеры" и стремятся реализовать в Украине европейские и лучшие мировые стандарты юридических услуг. Вместо "решать" вопросы – необходимо просто выстраивать правильные юридические алгоритмы и стратегии. Изучать историю проблемы клиента, выявлять первопричины проблем которые существуют. Только тогда можно дать качественную и правильную оценку ситуации и юридически грамотно ее разрешить.
Введение в конце 2012 года в действие нового Уголовного процессуального кодекса Украины значительно облегчило работу правоохранительных органов. Бизнес стал более уязвим. Если ранее постановление о возбуждении уголовного дела могло быть обжаловано в суде, то сейчас о начале досудебного расследования лицо может узнать по истечению значительного строка, перед реальной угрозой быть привлеченным к уголовной ответственности. Расследование начинается сразу же после внесения соответствующих сведений в Единый реестр досудебных расследований. Причем основанием к началу расследования может стать просто акт проверки контролирующим органом предприятия или даже просто публикация в СМИ. При этом у следствия появляются реальные возможности проводить практически любые следственные мероприятия (изымать документы, инициировать внеплановые проверки и ревизии и т.п.), словом, активно вмешиваться в хозяйственную деятельность.
Приведу наглядный пример. В 2014 году в ЕРДР было зарегистрировано 8418 уголовных правонарушений в сфере хозяйственной деятельности. На начало 2015 года более 5,5 тысяч из них продолжают расследоваться. Еще наглядней ситуация выглядит по преступлениям в сфере налогообложения. Из 1899 уголовных правонарушений зарегистрированных в 2014 году на начало текущего года расследовалось 1704 – то есть почти 90 процентов.
О чем говорят эти цифры – практически год субъекты предпринимательства, в отношении которых начато досудебное расследование пребывают в условиях «сражения» с правоохранителями. Что это значит? Постоянные проверки, изъятие документации, систематические допросы и прочее. Аналогичные проблемы возникают и у их контрагентов и бизнес партнеров. В конечном итоге, как следствие – разрыв сотрудничества и реальные огромные материальные потери, испорченная деловая репутация.
Факт существования проблемы влияния на бизнес через уголовное преследование признает и государство. Например, в декабре прошлого года Генеральным прокурором Украины даже создана специальная рабочая группа для проверки соблюдения законов при расследовании дел в отношении должностных лиц предприятий с иностранными инвестициями.
Наиболее характерными ошибками бизнеса на начальной стадии являются не принятие всерьез запросов следователей, подготовка юридически неаргументированных ответов на них или вообще игнорирование, непредставление документов, что в конечном итоге может привести к обыску. В тоже время и правоохранители допускают достаточно «проколов» в ходе расследования, которые, как правило, не видят руководители предприятий, не пользуются правами обжаловать такие действия и решения. Но выявить их может лишь квалифицированный юрист, досконально знающий, как работает система и требования уголовного процесса.
Зачастую должностные лица и собственники предприятий дают следователю первичные показания в качестве свидетелей без присутствия адвоката (прим. авт. – по УПК свидетели имеют право пользоваться услугами адвокатов). При этом иногда сами того не понимая предоставляют информацию, которая в дальнейшем будет использована против них.
В существующих реалиях качественную защиту своих интересов собственники и руководители субъектов хозяйствования могут получить лишь, обратившись к адвокату (примечание авт. – по нормам УПК только адвокат, а не любой юрист, может быть защитником или представителем в уголовном производстве) как можно на более ранней стадии. Лишь при таких условиях можно минимизировать вмешательство государства в хозяйственную деятельность и риск уголовного преследования.
Михаил Кунденко, руководитель департамента уголовного права АО "Сюткин и партнеры"